Действия правительства по обновлению законодательства, направленные на расширение источников иностранных инвестиций

Современная ситуация в инвестиционной сфере создает условия для поиска путей обновления законодательства по иностранным инвестициям (и в первую очередь основной юридической нормы в данной сфере — Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 19 июня 1995 г.)). Здесь существуют два различных варианта дальнейшего развития:

1. Строительство национального режима, то есть равные — прежде всего налоговые — возможности для российских и иностранных предпринимателей.

2. Создание привлекательных для инвесторов из-за рубежа условий.

Сергей Глазьев, предложивший одну из версий новой редакции закона об иностранных инвестициях, оставляет иностранным инвесторам только тарифные льготы при ввозе товаров (кроме подакцизных) в счет вклада в уставный капитал на срок не более года и снятие каких-либо количественных ограничений при вывозе продукции собственного производства. Более того, в перечень отраслей, где могут применяться ограничения на деятельность иностранных инвесторов Глазьев включил, например, нефтедобычу. Потому в случае принятия его варианта закона инвестиционный рейтинг России явно не повысится, а важность притока иностранных инвестиционных ресурсов для страны нельзя отрицать.

Но если встать на противоположную позицию алгоритм привлечения инвесторов сразу не проясняется. Ясно, что льготы под отдельные проекты — путь возможный, но приводящий не столько к притоку инвестиций, сколько к возможности коррупции в сфере распределения льгот. Поэтому необходимо найти вариант вполне адресный, но не индивидуальный. Кроме того, представление налоговых льгот требует внесения изменений в соответствующие законодательные акты, что отдаляет время введения закона в силу и усложняет процесс его принятия. В тарифном регулировании действует также антильготный закон.

У этой непростой задачи вес же можно найти решение:

1. Обеспечение общей для всех иностранных инвесторов стабильности законодательства за счет легализации временной оговорки — то есть срока, в течение которого иностранные инвесторы пользуются иммунитетом по отношению к могущим нанести им материальный ущерб актам российских властей.

2. Создание системы привлечения инвестиций для крупных, прежде всего сборочных производств. Под этим подразумеваются преференциальные ввозные пошлины на готовую продукцию фирм, реализующих проекты общей стоимостью не менее $100 млн. при собственном вкладе в российское производство не менее $10 млн.

3. Легализация разделения продукции, прежде всего для проектов в добывающих отраслях.

Рассмотрим третий пункт. Он связан в первую очередь с законом “О соглашениями о разделе продукции”. Отношение к данному закону во многом определяет общую готовность к массированному привлечению иностранных инвестиций, но при первом голосовании 10 октября в Государственной думе указанный законопроект не прошел, хотя сохранилась возможность для проведения повторного голосования. Кроме того, в 1995 были ликвидированы все тарифные льготы по вывозу нефти, а в 13 октября запрещен беспошлинный вывоз нефти даже добывающим ее СП. Поэтому главный нефтяной компонент российской привлекательности для иностранных инвесторов пока не востребован.

Таким образом, серьезные изменения в области законодательства, регулирующей взаимоотношения с иностранными инвесторами давно назрели. И сейчас предложены три варианта поправок к закону “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Первый из них — версия Глазьева — зарубежным инвесторам не дает практически никаких новых привилегий, а следовательно, к повышению инвестиционной активности не приведет. Правительственный вариант является наиболее продуманным с юридической точки зрения. Его разработчики параллельно предлагают и внесение необходимых изменений в законы “О налоге на прибыль”, “О НДС”, “О таможенном тарифе”.

Но только проект, подготовленный депутатами Мельниковым и Михайловым из фракции “Яблоко” содержит четко прописанную временную оговорку. Между тем для иностранных инвесторов основной смысл обновления закона состоит именно в обеспечении гарантий стабильности экономического законодательства России. Теперь свое решение должна принять согласительная комиссия Государственной думы (см. приложение 2).

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.