Этапа эволюции мировой валютной системы (МВС)

Золотодевизный стандарт или, как его еще называют, Генуэзская валютная система, функционировал на следующих принципах:

1. Его основой являлись золото и девизы – иностранные валюты. В тот период денежные системы 30 стран базировались на золото-девизном стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен не за одной валютой.

2. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно, но и косвенно, через иностранные валюты, что позволяло экономить золото государствам, обедневшим во время первой мировой войны.

3. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.

4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.

В период между войнами страны последовательно отказывались от золотого стандарта. Первыми вышли из системы золотого стандарта аграрные и колониальные страны (1929-1930 гг.), так как резко сократился спрос на сырье на мировом рынке и цены на него понизились на 50-70%. В 1931 г. – Германия, Австрия и Великобритания, так как Германия и Австрия оказались слабым звеном в МВС в связи с отливом иностранных капиталов, уменьшением официального золотого запаса и банкротством банков; Великобритания отменила золотой стандарт из-за ухудшения состояния платежного баланса и уменьшения официальных золотых резервов страны в связи с резким сокращением экспорта товаров.

В апреле 1933 г. США вышли из системы золотого стандарта; непосредственной причиной отмены послужило значительное и неравномерное падение цен. Это вызвало массовые банкротства. Банкротство 10000 банков подорвало денежно-кредитную систему США и привело к отмене размена долларовых банкнот на золотые монеты.

В 1936 г. Франция отменила золотой стандарт. Она поддерживала его дольше других стран. Искусственное сохранение золотого стандарта снижало конкурентоспособность французских фирм.

В результате кризиса золотодевизный стандарт или Генуэзская валютная система утратил относительную эластичность и стабильность. Несмотря на сокращение размена банкнот на золото во внутреннем обороте, сохранилась внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании, Франции. В это время на базе национальных валютных систем ведущих стран начинают складываться валютные блоки и зоны.

Валютный блок – группировка стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношениях от возглавляющей его державы, которая диктует им единую политику в области международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта, источник дешевого сырья, выгодную сферу приложения капитала.

Цель валютных блоков – укрепление конкурентных позиций страны-лидера на международной арене, особенно в моменты экономических кризисов.

Для валютного блока характерны следующие черты:

1) курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, возглавляющей группировку;

2) международные расчеты входящих в блок стран осуществляются в валюте страны-гегемона;

3) их валютные резервы хранятся в стране-гегемоне;

4) обеспечением зависимых валют служат казначейские векселя и облигации государственных займов страны-гегемона.

В это время образовались стерлинговый, долларовый и золотой валютный блоки.

Стерлинговый блок: был образован в 1931 г., в него вошли страны Британского содружества наций (кроме Канады и Ньюфаундленда), территории Гонконг, Египет, Ирак и Португалия. Позднее к нему присоединились Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Япония (де-факто), Греция, Иран.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.