Положение российского рубля на мировом валютном рынке.

Экономическое и политическое значение валютного курса рубля резко возросло в последние годы.

До 1989-1990гг. валютный режим и курс затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и организаций, в основном советских граждан выезжавших за рубеж, и приезжающих в СССР иностранцев. Во внешней торговле в условиях ее государственной монополии все разницы, возникавшие за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен поглощались государственным бюджетом. Производители экспортных товаров могли совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в прошлое вместе с Госпланом, внешнеторговой и валютной монополией государства.

Значительная свобода цен, либерализация внешней торговли для предприятий, увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших экономических параметров.

В условиях переходной экономики и глубокого кризиса с достаточным основанием может ставиться вопрос о разумном ограничении этой конвертируемости, иными словами - об ужесточении валютного контроля.

В нашей стране и во многих других странах с центрально-плановой экономикой часто практиковалось завышение курса национальной валюты. Это было возможно только потому, что характер экономики только таких государств был нерыночный.

Ныне курс рубля в серьезной мере затрагивает материальные интересы различных групп населения, различных предпринимательских структур и т.п. и потому закономерно находит определенное отражение в политической жизни и борьбе. Наиболее ярко это проявилось в ходе “валютного кризиса” в октябре 1994 и последующих разборок в высших эшелонах власти. В принципе рыночная экономика не может быть застрахована от таких потрясений, но их масштабы и последствия могут быть уменьшены разумной государственной политикой. В условиях инфляции и экономического кризиса падение курса рубля в последние годы было неизбежно.

“Общепризнанно, что естественной основой формирования курса валюты является соотношение ( паритет ) ее покупательной способности внутри страны с покупательной способностью валют, с которыми она сравнивается”.

В связи с уменьшением как экспортных, так и импортных операций доля России в мировой торговле упала с 3% во второй половине 80-х годов до 1% в 1992 году.

Одна из серьезнейших проблем торгового баланса заключается в утечке капитала в различных формах. Это можно объяснить тем, что российским предприятиям-экспортерам разрешено оставлять до 50% валютной выручки. Потом эти предприятия размещают эти деньги в российских банках, которые, в свою очередь, открывают счета в зарубежных банках.

Если взять и суммировать различные формы утечки капиталов, значительная часть которого поддается только экспертной оценке, то составители платежного баланса называют цифру в 15-17 млрд. долларов за 1992 год. Надо заметить, что такие цифры характерны для стран, которые переживают социально-экономические и политические трудности. Как показывает мировой опыт, капитал частично возвращается в страну происхождения, после преодоления страной кризисной ситуации. Но в России пока этой тенденции не наблюдается. Выход из этого положения заключается в увеличении эффективности валютного и экспортного контроля, которые могут ограничить утечку капитала.

Валютно-кредитные отношения России со странами СНГ имеют специфический характер, но постепенно начинают приобретать форму, характерной для мировой практики:

Перейти на страницу: 1 2

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.