Формы наблюдений

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств (то есть метод основывается на визуальном и слуховом восприятии явлений).

Обыденное наблюдение – это непроизвольная деятельность людей, связанная с получением информации о мире, способ познания мира (для философов наблюдение – это начальный этап процесса познания: от восприятия и наблюдения – к описанию, предположению, его обоснованию и проверке).

Научное наблюдение отличается от обыденного своей целенаправленностью (намерением получить специфическую информацию для поставленных целей исследования), системностью, планомерностью и наличием процедуры контроля. Однако термин «наблюдение» еще не стал однозначным. В некоторых социальных науках (социологии, статистике, демографии) под наблюдением понимается любая проце­дура полевого исследования (в том числе опрос), т. е. любая процеду­ра, не связанная с получением данных из вторичных источников. Назначение наблюдения:

1.Является инструментом сбора информации непосредственно в хо­де изучаемого процесса, явления, ситуации (для качественного анализа). Например, изучается процесс выбора товара покупателем.

2.Является инструментом сбора информации для предварительно­го представления об объекте (когда не имеется четкого представ­ления о предмете исследования и его цель сводится к конкрети­зации проблематики и формированию рабочих гипотез).

3.Является инструментом сбора информации для подтверждения данных, полученных с помощью других методов сбора информа­ции. Например, при наличии определенного ответа на вопрос ан­кеты респондент в реальной ситуации может поступить иначе, подобный результат наблюдения ставит под сомнение достовер­ность ответов на вопрос и корректность анкеты как инструмента исследования.

4.Служит источником дополнительных сведений для пояснения результатов, полученных с помощью других методов сбора ин­формации.

5.Является инструментом сбора информации для описания рас­пространенности явления или ситуации (ассортимент товаров в торговой точке, выбор марки товара), применение метода на­блюдения в статистическом обследовании ограничено из-за тре­бования репрезентативности обследуемой совокупности.

6.Является инструментом сбора информации о поведении потре­бителей, которое люди не имеют желания запоминать (или не в со­стоянии запомнить, например дети).

7. Является инструментом определения качественных характерис­тик инструментария при пилотажных исследованиях, особенно в сочетании с методом опроса.

В случаях, когда наблюдение выступает как самостоятельный метод сбора первичной информации, сложно добиться репрезентативности выборки по отношению к генеральной совокупности.

Требуемые условия для проведения наблюдения:

· Короткий отрезок времени, чтобы изменения в окружающей об­становке не повлияли на изучаемое поведение, явление.

· Наиболее значимые характеристики условия и ситуаций, в которых осуществляется наблюдение, также должны фиксироваться.

· Наблюдаемые процессы должны быть по своей природе доступ­ны для наблюдения, и происходить на публике (открытое поведе­ние). Например, в магазине, на улице, в офисе.

С помощью наблюдения можно исследовать не только поведение покупателей в магазине, персонала, предоставляющего услуги потре­бителям, но и другие процессы. Например, как люди используют те или иные товары (укладывают прическу, готовят завтрак, подстри­гают газоны и т. д.). Результаты могут быть использованы для созда­ния новых модификаций товаров, улучшения сервиса, системы распре­деления и продвижения (новые темы для рекламных кампаний).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.