Основные черты и особенности свободных специальных экономических зон

Основные черты и особенности свободных ( специальных ) экономических зон

Организационно-функциональная структура СЭЗ

В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство важную роль играют свободные ( специальные ) экономические зоны.

Создание СЭЗ направлено на либерелизацию и активизацию внешнеэкономической деятельности .Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.

СЭЗ получили широкие распространение во многих странах. В начале 90-х гг. мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов к 2000 г. через них будет проходить до 30% мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своей экспансии.

СЭЗ представляют собой самостоятельные территориально-географические анклавы стой или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны .В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако ,по моему мнению этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так ,во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчаю его предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Кроме того, для большинства развивающихся стран эти зоны по своей реальной сути являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям и уровню жизни населения зоны, концетрации производственного и кадрового потенциала и т.и. В силу этого, такие зоны правильнее называть «специальные экономические зоны».

СЕЗ функционируют как в промышленном развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся странах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри Ланка, Гватемала и др.). имеются такие зоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Продолжается процесс создания зон на территории СНГ. Они распологаются как на небольшой территории в несколько квадратных километров, так и на крупных территориях в несколько десятков сотен километров.

СТРУКТУРА СЭЗ

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Среди наиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие.

ЗОНЫ СВОБОДНОЙ СВОБОДЫ

Зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наибольшее распространение в США. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года ,с целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. К числу ЗСТ можно отнести специальные магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения финансового режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговыми режимами. В настоящие время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4 тыс. ЗСТ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.