Товарная структура.

Экспорт и его динамика

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень това- ров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции.[1] Однако список товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспорта за 1994 г. составил 48 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущим годом. Произошли определенные изменения в географической структуре экспорта. Доля промышленно развитых стран возросла с 60 до 67 %, развивающихся стран несколько снизилась - с 14 до 12 %.[2]

Увеличение объема экспорта в 1994 году по сравнению с предыду-щим годом было достигнуто за счет прироста физических объемов вывоза основных сырьевых товаров и материалов.

В 1994 году по данным Госкомстата РФ , на долю товливно- энергетических ресурсов в экспорте приходилось 44,7 % общего объема экспорта ( в 1993 году - 46,7 % ), на черные и цветные ме- таллы и изделия из них - 20,2 % ( 16,4 % ), продукцию химической промышленности - 7,6 % ( 6 % ), лесоматериалы и целлюлозо- бумажные изделия - 4,3 % ( 4,2 % ). Удельный вес машин и оборудо- вания составил всего 5,3 % ( 6,7 % ). За год их экспортные поставки сократились на 11,8 %.[3]

Важным фактором, повлиявшим на объемы экспорта, стало изме- нение соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары.При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности цены внутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых рынках.

За первое полугодие 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года экспорт товаров возрос на 29,7%.[4] Увеличению стоимости объема российского экспорта товаров способствовала сложившаяся с начала 1995 года благоприятная конъюнктура на мировых рынках, и прежде всего рост цен на товары, обеспечивающие России основную массу валютных поступлений. В этом же направлении воздействовал физический рост экспортных поставок.

На рост экспорта также оказывала влияние так называемая политика реального курса рубля. Вместе с тем мера по установлению определенного коридора курсу рубля, направленная на его стабилизацию, привела к снижению рентабельности экспорта, незаинтересованности производителей в его продвижении. Почти по всем важнейшим топливно-сырьевым товарам произошло физическое увеличение поставок. Вместе с ростом средних экспортных цен оба этих фактора обусловили существенный стоимостной рост российского экспорта в первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года. Расчеты показывают, что средние экспортные цены России за сопоставимые периоды времени выросли: на нефть – примерно на 26%, нефтепродукты – на 16%, природный газ – на 7%, каменный уголь – на 3%, кокс – на 16%.[5] В течение первого полугодия 1995 года в экспорте России значительно увеличилась доля черных и цветных металлов, причем как в физическом выражении, так и по стоимости, прежде всего под влиянием мировых цен.

С одной стороны, на фоне спада в экономике и сокращения внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства, через который реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны. С другой стороны, расширение российского экспорта происходит в крайне противоречивой и сложной обстановке: высокие в сравнении с другими национальными макроэкономическими показателями темпы прироста российского экспорта не являются таковыми, если их сопоставить с динамикой международной торговли. Так, в 1994 г. при увеличении вывоза из России примерно на 12% мировой экспорт вырос на 23%, т.е. развивался почти вдвое быстрее.[6] Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса на внешних рынках. В качестве причин этого можно назвать возросшую международную конкуренцию и дискриминацию российских экспортеров за рубежом.

В последнее время начинает казаться, что после длительного периода одиночного плавания на просторах мирового рынка российские экспортеры, наконец-то, почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе. Подобная забота, безусловно, вполне уместна и своевременна. Государство предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров. Принципиальной вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, шестая глава которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и её стимулированию. 30 ноября Президент России подписал указ “О первоочередных мерах по поддержке экспортеров”, предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе с привлечением средств федерального бюджета. В развитие вышеупомянутого Указа было принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. “О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”, конкретизировавшее основные направления государственной финансовой, налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец, Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта, определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г., а также основные средства достижения поставленных целей.

Перейти на страницу: 1 2

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.