Шпоры по госэкзамену коммерция, торговое дело

2. Постановка транспортной задачи при креплении поставщиков к потребителям.

3. Средства товарной информации.

БИЛЕТ № 16

1. Продажа товаров со склада оптового торгового предприятия; методы, организация и эффективность.

2. Предпосылки использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения.

3. Торгово-технологический процесс и технологические операции: содержание, признаки, структура.

БИЛЕТ № 17

1. Управление товарными запасами в оптовом торговом предприятии.

2. Понятие логистической системы. Виды логистических систем. Примеры логистических систем в торговле.

3. Товародвижение: понятие, цель, основные участники процесса и факторы.

БИЛЕТ № 18

1. Основные направления организации и развития коммерческой деятельности розничного звена в современных условиях.

2. Служба логистики на предприятии: место в организационной структуре правления, основные функции, взаимосвязь с другими службами. Уровни развития логистики на фирмах.

3. Товароснабжение в сфере торговли: понятие, задачи, рациональная организация. Размер и частота поставки.

БИЛЕТ № 19

1. Формирование ассортимента потребительских товаров: понятие, факторы и этапы.

2. Задачи и содержание распределительной логистики.

3. Характеристика основных типов предприятий оптовой торговли.

БИЛЕТ № 20

1. Планирование и организация закупок товаров в розничном торговом предприятии.

2. Логистический подход к организации товародвижения. Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле.

3. Роль складов в процессе товародвижения, их назначение, функции, классификация.

БИЛЕТ № 21

1. Методы розничной продажи потребительских товаров, их содержание и эффективность.

2. Виды и характеристика банковских услуг в коммерческой деятельности предприятий.

3. Сущность и основные элементы общего технологического процесса на складе.

БИЛЕТ № 22

1. Торговое обслуживание покупателей и основные элементы, определяющие его уровень.

2. Содержание страхования и его значение в коммерческой деятельности субъектов рынка.

3. Классификация предприятий розничной торговли. Специализация и типизация магазинов.

БИЛЕТ № 23

1. Формы торгово-посреднических структур на оптовом рынке товаров, организация и управление их коммерческой деятельностью.

2. Понятие и виды материальных потоков.

3. Принципы размещения розничной торговой сети. Основные требования, предъявляемые к современным предприятиям розничной торговли.

БИЛЕТ № 24

1. Торги как форма соревновательной торговли на рынке товаров (работ, услуг).

2. Виды логистических систем.

3. Понятие торгово-технологического процесса в магазине и его классификация. Организация продажи товаров с использованием правил мерчендайзинга.

БИЛЕТ № 25

1. Модели построения и ведения коммерческой деятельности предприятий.

2. Показатели логистики

3. Пути совершенствования технологических решений при проектировании предприятий торговли. Механизация и автоматизация технологических процессов.

БИЛЕТ № 26

1. Нововведения в организации и технологии коммерции, влияние коммерческих инноваций на эффективность деятельности предприятия.

2. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики.

3. Организационные формы коммерческо – посреднической деятельности.

БИЛЕТ № 27

1. Инвестиции в коммерческие инновации.

2. Логистические каналы и логистические цепи.

3. Организация коммерческой деятельности на совместных предприятиях.

БИЛЕТ № 28

1. Анализ коммерческой деятельности предприятия на отраслевом рынке.

2. Информационные системы в логистике

3. Концепция коммерческой деятельности торгового предприятия.

БИЛЕТ № 29

1. Содержание, формы и методы стратегического планирования хозяйственной (коммерческой) деятельности.

2. Информационные технологии в логистике

3. Технология продвижения товаров на рынок.

БИЛЕТ № 30

1. Структура и содержание бизнес-плана торгового (промышленного) предприятия, их отличительные особенности.

2. Запасы в логистике.

3. Технология формирования спроса и стимулирования сбыта продукции торгового предприятия.

Б1.1Развитие основных организационно-правовых форм предприятий на рынке товаров и услуг.

Эта система норм, учитывающих характер образования уставного капитала, долевое участие партнеров в этом капитале, степень ответственности партнеров по финансовым обязательствам, статус предприятия. С 1991го года управлением предприятий стали заниматься как ИП, так и юридические лица. С этих пор хозяйственная деятельность необычайно усложнилась. В настоящее время, большая часть предприятий относится к частному типу (более 50%). Государственных предприятий осталось незначительное количество (это военно-промышленный комплекс, табачная, нефтяная, алкогольная промышленность). Гос-во регулирует цену на эти отрасли.Юр. лицо – предприятие, фирма в которой имеется несколько учредителей. Формы собственности. ЧП – без образования юр. лица. ООО – организовывается двумя или более лицами, партнерами. Это юр. лицо. В уставном капитале определена доля каждого учредителя. Учредители несут ответственность по обязательствам в пределах стоимости внесенных ими вкладов. При банкротстве, каждый отвечает за свои вклады.АО – уставной капитал делится на определенное число акций. Высший орган – собрание акционеров. АО может иметь дочерние компании, в которых преобладает годовой капитал предприятия.В настоящее время АО занимают больший удельный вес по всем формам собственности в оптовой торговле. В розничной торговле наибольший удельный вес занимают ЧП иООО.Предприятие может иметь любую форму собственности, но от того, как предприятие работает, зависит вся экономика региона. От того, насколько эффективно работает предприятие, каково их финансовое состояние, зависит «здоровье» всей экономики. Самостоятельный хозяйствующий субъект производит продукцию (работы, услуги) в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Признаки юридического лица. Наличие собственного имущества. Самостоятельная имущественная ответственность Право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а так же осуществлять от своего имени дозволенные законом действия. Право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.Иметь самостоятельный бух. баланс, расчетный счет в банке и печать. Для определения создания правовой формы собственности необходимо провести изучение рынка по той проблеме, которой планирует заниматься юр. Лицо. 2. Основные принципы и методы выбора видов… Осн.принципы выбора транспорта:-себестоимость перевозок;-сопоставимость расходов;-получение достоверной информации;-потребитель транспортных услуг;Группы показателей, характеризующие преимущество и особенность способов перевозки грузов.Для всех видов транспорта ряд показателей явл.общими:1

-Перевозочные работы с погрузо-разгрузочными операциями.- объем перевозок.-грузооборот и пассажирооборот.-объем доставки груза и отправки груза.2

-Материальная база транспорта. -Грузоподъемность подвижных средств.-Густота транспортной сети.-Протяженность транспортной сети.3

-Эксплутационные работы-средняя дальность перевозки груза.-скорость доставки.-коэф. Использования грузоподъемности.4-

Экономические и финансовые показатели.- доходы, прибыль, рентабельность и тд.

3. Классификация товаров. Правила и принципы.

Классиф-я –один из методов систематизации. Задачи: 1)Упорядочить терминологию 2)облегчить учет спроса изучения потреб-х св-в и ассортимента тов-в 3)совершенствовать учет тов-в и отчетность тов-ой Дея-ти.Принципы классиф-ии: Установление цели; выбор метода класс-ции; установление числа классиф-ых признаков.Признаки классиф-ииЯв-ся основанием для деления множества на подмножества( пр: назначение тов-в; вид сырья; способ производства;фасон изделия и др(имеют кач и кол-ю стороны)).Правила: необходимо определить оптимальный метод класс-ии; распределять объекты по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим начиная с наиболее общих признаков, а затем переходить к делению по более узким подчиненным признакам.3на каждой ступени используются 1отличительный и существенный признак. На последних ступенях м.б. задействованы наиболее общие признаки.Классификаторы. Классификатор- офиц-й нормат документ представляет собой систематезированный свод кодов и наименований объекта классиф-ии. Категории: 1)общероссийский 2)отраслевые 3) предприятияОбщероссийский классификатор продукции. ОКП-систематезированный свод кодов и наименований классиф-ых группировок помтроенных на основе иерархической системы классиф-ии и с использованием цифровой десятичной системы кодирования. Класс-я товара-совок-ть тов-ов имеющих аналогичное функциональное назначение .Торговая классиф-я и общероссийская не совпадают. Товарная номенклатура внешне эк Дея-ти.(ТНВЭД).

Главный критерий-объект сделки(конкретный товар).В тов-ой номенклатуре используются 10-ти значный код , строго соблюд-ся однозначное отнесение тов-ов класс-ым группировкам по этому имеются примечания-это яв-ся приимущ-ов ТНВЭД и след-ее преимущ-во-удобная форма представления инфо.Вывод:ТНВЭД играет важную роль в системе мер гос регулирования ВЭД страны.  

Б10.1Стратегия и политика ценообразования…

Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых придерживается фирма при установлении цен. Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать.Ценовая политика предприятия заключается в определении и поддержании оптимальных уровней, структуры цен, взаимосвязей цен на товары в рамках ассортимента предприятия и конкретного рынка, в своевременном изменении цен по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в конкретной рыночной ситуации.Политика цен предприятия является составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. Поведение предприятия на рынке может быть пассивным и активным, что накладывает соответствующий отпечаток и на политику цен (активная и пассивная ценовая политика).Пассивное поведение предприятия на рынке заключается в его стремлении достичь поставленной цели в рамках ограничений, накладываемых на экономическое поведение предприятия структурой затрат и спроса, а также структурой рынка. Политика пассивного поведения предприятия включает принятие решений, последствия которых могут содержать стабильную или снижающуюся прибыль и даже выход из отрасли. Вытекающая отсюда пассивная политика цен сводится к тому, что цены строятся преимущественно на основе затрат или предприятие в своем ценообразовании следует за сложившимися на рынке ценами или за ценовым лидером; предприятие соглашается на длительное время со своей долей рынка. Политика активного поведения предприятия подразумевает стремление предприятия модифицировать и (или) раздвинуть ограничения во времени, обеспечивая достижение поставленной цели. Активному поведению предприятия на рынке соответствует, как правило, и активная ценовая политика. Наиболее распространенными ценовыми стратегиями предприятия являются: Сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности и удовлетворительном состоянии других показателей деятельности предприятия.; Расширение доли рынка, на котором предприятие реализует свой товар. Как правило, это связано со стремлением к лидерству на рынке: Максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности. Благодаря этому увеличивается доходность, абсолютная сумма прибыли и соответственно расширяются воспроизводственные и инвестиционные возможности предприятия; Поддержание и обеспечение ликвидности предприятия. Такая ценовая стратегия очень актуальна, так как неплатежеспособность предприятия грозит объявлением о его банкротстве; Завоевание лидерства на рынке. Такая стратегия наиболее активна и престижна для крупных предприятий; Ценовая стратегия, направленная на расширение экспортных возможностей предприятия. При ее осуществлении предприятие должно учитывать особенности ценообразования на внешнем и внутреннем рынках страны. Кроме перечисленных выше стратегий ценообразования предприятие в зависимости от конкретных рыночных условий может воспользоваться и такими ценовыми стратегиями, как: обеспечение выживаемости в условиях рыночной конкуренции и предотвращение банкротства; выход на новый рынок и «снятие сливок»; внедрение на рынке новой продукции; завоевание лидерства по показателям качества ;решение других задач (удовлетворение каких-либо требований коллектива и т.д.).Важное значение имеет и следующая классификация ценовых стратегий: дифференцированное ценообразование; конкурентное ценообразование; ассортиме-ное

ценообр-ние. Стратегии дифференцированного ценообразования предполагают ценовуюдискриминацию, т.е. проведение такой политики, согласно которой один и тот же или похожий товар продается различным группам покупателей не пропорционально затратам. В частности, к данным стратегиям относятся:-Стратегия периодической скидки. Она широко применяется при временных периодических снижениях цен модных товаров вне сезона, цен билетов в кинотеатры на дневные представления и т.д. Основная ее особенность заключается в том, что снижение цен можно спрогнозировать во времени и это известно покупателю.-Стратегия «случайной» скидки или продажа по переменным ценам Она предполагает установление высокой цены продукции и последующее ее снижение. Основным условием этой стратегии является неоднородность поисковых затрат, что позволяет привлекать скидками информированных клиентов.Стратегии конкурентного ценообразования. В эту группу входят следующие стратегии, учитывающие в основном конкурентоспособность фирмы:-Стратегия проникновения на рынок, которая предполагает установление низких цен новых товаров при выходе на чувствительный к уровню цен рынок в расчете на расширение их сбыта и получение долговременной прибыли за счет перспективного уменьшения издержек в результате увеличения производства и накопления опыта на рынке.-Стратегия по «кривой освоения», предусматривающая выход на рынок с высокими ценами новой продукции и быстрое их снижение за счет уменьшения издержек в результате расширения производства и накопления опыта работы на рынке. В данном случае совмещаются стратегии «снятия сливок» и проникновения на рынок.-Стратегия сигнализирования ценами, основанная на отождествлении рядом покупателей информации о ценах и качестве товаров. В данном случае высокие цены служат «сигналом» наилучшего качества независимо от реальных потребительских свойств продукции. Для реализации этой стратегии информация о качестве должна быть менее доступной, чем о ценах. Стратегии ассортим-ого ценообразования. Они применимы, когда у фирмы имеется набор сопряженных продуктов, и в основном подразделяются на: -Стратегию ценообразования на наборы, когда цена набора товаров ниже, чем сумма цен его составляющих. Эта стратегия применима для дополняющих товаров.-Стратегию установления цен «выше номинала», при которой сверхприбыль от дорогостоящей престижной модели покрывает убыточность или низкую рентабельность дешевой. Эта стратегия применима для заменяемых товаров. -Комплектное ценообразование, когда покупка одного товара обуславливает покупку другого (фотоаппарат и пленка, автомобиль и запчасти).Отдельные ценовые стратегии запрещены законодательством или этикой рынка:-стратегия монополистического ценообразования, направленная на установление и поддержание монопольно высоких цен. -стратегия демпинговых цен, т.е. установление цен, сознательно заниженных предприятием по сравнению со сложившимся рыночным уровнем, с целью получения преимуществ перед конкурентами. -стратегии ценообразования, ведущие к нарушению законодательно установленного нормативными актами порядка ценообразования;-стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели. №2.Орг. морс. Гр.пер

Орг-ция перевозок регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ.По видам сообщения делятся на: межпортовые, прямые водные, прямые смешанные. Заявки на перевозку грузов должны содержать сведения о грузовладельце. наим.груза, виде упаковки в портах направления и назначения. Грузоотправитель направляет погрузочный ордер на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ. На каждое грузовое место принятое в порту наносят тр.маркировку. Погрузочно- разгр.работы выполняются силами с ср-вами порта за счет отправителей и получателей. Груз хранится в порту в теч.24 часов. В теч.этого времени грузополучатель должени получить этот груз. При хранени груза свыше 24 часов снимается оплаиа по тарифу за хранение. В момент получения груза получатель должен предьявить документ конассамент и доверенность. В случае повреждения груза получатель вправе потребовать составление кмм.акта.

№3.Обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения. Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов. Конкурентосп-ть определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану: Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества; Установите цели для постоянного совершенствования деятельности; Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов; Предоставьте обучение всем сотрудникам организации; Выполняйте проекты для решения проблем; Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях; Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества; Сообщайте о езультатах; Регистрируйте успехи; Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым, закрепляя их.7 успешных факторов качества:фокус на потребителя; фокус на процесс и его результаты; управление участием/ответственностью; непрерывное улучшение; проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%;проведение измерений;постоянно действующие сквозные функциональные Советы, представляющие собой постоянно действующие команды по улучшению качества.  

Б 16.1 Продажа товаров со склада оптового торгового предприятия: …

Оптовая продажа товаров со склада осуществляется следующими методами: на основе личной отборки; по телефонным и письменным заказам; посредством посылочных операций; через разъездных тор­говых агентов; по контрактам.При продаже на основе личной отборки покупатель осуществляет отбор товаров со склада. Клиент предварительно знакомится с ассор­тиментом и образцами товаров, имеющимися на складе, в ассорти­ментных кабинетах или демонстрационных залах. Формирование заказов в присутствии покупателей позволяет ускорить их выполне­ние и решить вопросы, связанные с ассортиментом и качеством то­варов, условиями их поставки, гарантией надежности.Для оптовой продажи по телефонным и письменным заказам в оп­товом торговом предприятии создается отдел по приему заказов. Предварительные заказы по телефону, факсам, посредством модема способствуют экономии времени клиентов и более качественному их выполнению.

Метод продажи путем посылочных операций применяется при поставках мелких партий товаров в кратчайшие сроки. Передача заказа через своих посыльных связана со срочностью ихвыполнения.Продажа товаров посредством почтово-посылочных операций рассчитана на покупателей, расположенных на значительном расстоя­нии от склада оптового торгового предприятия. Используется при продаже мелкооптовых партий товаров.

В оптовой торговле все большее распространение получает ме­тод продажи товаров через разъездных торговых агентов, которые регулярно посещают покупателей в целях ознакомления их с ассортиментом и формирования заказов на поставку товаров. Деятельность торговых агентов позволяет формировать покупательский спрос, способствует изменению структуры потребления, расширению рынков сбыта, росту рентабельности торгового предприятия. Организация оптовой продажи через разъездных торговых агентов предусматривает следующие мероприятия: выполнение намеченного плана продаж; закрепление за каждым торговым агентом определенной территории обслуживания; контроль торговым агентом за качественным и своевременным выполнением заказов своих клиентов; проведение рекламных мероприятий; обучение и переподготовка кадров. Указанные мероприятия разрабатываются на основе прогноза объема продаж товаров. Прогнозирование продаж имеет осо­бое значение при установлении новых территорий обслуживания. Размер территории обслуживания зависит от количества розничных торговых предприятий, масштабов их деятельности и объемов заку­пок товаров.Эффективность работы торгового агента может быть определена путем сравнения доли (квоты) в общей продаже, устанавливаемой для каждого торгового агента, и достигнутых им результатов. Обычно долю продаж разбивают на недели, месяцы и кварталы для контроля и оптимизации процесса реализации.

Существуют три способа оплаты труда торговых агентов: назна­чение должностного оклада, комиссионный вид оплаты и смешан­ная оплата, соединяющая первые два способа. В период обучения устанавливается должностной оклад, затем он заменяется на комисси­онную оплату в зависимости от объема продаж. Смешанная форма оплаты применяется в случае сезонных изменений в объеме продаж.

Для повышения профессионального мастерства и постоянного совершенствования методов работы с клиентами в крупных оптовых торговых предприятиях проводится подготовка торговых агентов по долгосрочным программам обучения. Торговый агент должен знать организационную структуру, текущие и перспективные планы раз­вития предприятия, владеть информацией о товарах фирм-конкурен­тов, чтобы убедить клиента в преимуществе товаров и услуг своего предприятия. Для торгового агента предусмотрена обязательная прак­тика работы на складе в течение 3—6 месяцев, где он знакомится с номенклатурой товаров и торгово-операционной деятельностью.Продажа товаров по контрактам осуществляется при больших масштабах деятельности оптовых торговых предприятий в таких сферах, как производство и строительство. Оптовые закупки для за­казчиков осуществляют подрядчики и субподрядчики, которые за­ключают договор с оптовым предприятием на поставку продукции больших партий в течение продолжительного времени. В некото­рых случаях контракт между подрядчиком и оптовым предприяти­ем предусматривает прямые поставки продукции от производите­лей к подрядчику, минуя склады оптового предприятия. Заключе­ние таких контрактов особенно выгодно для оптовых торговых пред­приятий, так как способствует увеличению оптового оборота и уменьшению расходов на хранение. №2 Предпосылки использования логистического подхода …

Необходимость применения логистики объясняет­ся рядом причин, среди которых выделим две основные.Первая причина — развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей созданияконкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. Использующие логистику поставщики мо­гут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

♦ резкого снижения себестоимости товара;♦ повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).Вторая причина,— энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса. В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствую соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охва­тывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается рез­кое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

♦ превращение рынка продавца в рынок покупателя;

♦ обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет сни­жения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

♦ энергетический кризис;

♦ научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосы­лок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-технический прогресс в сферах производства и об­ращения.

Б.17.Вопрос№1 Управление товар.запасами в опт.торговом п/п.

Процесс реализации тов. требует постоянного наличия на п/п торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров тов.запасов позволяет торговому п/п обеспечить устойчивость ассортимента тов., осуществить определенную ценовую политику, повышать удовлетворение спроса покупателей Все это требует поддержания на каждом п/п оптимального уровня и и достаточной широты ассортиментных позиций тов.запасов. По своему назначению товар.запасы подразд.на : -товарные запасы текущего хранения; -сезонного назначения; -досрочного завоза. Тов.запасы создав. на п/п торговли оцениваютя в сумме и в днях/оборота. Для поддержания товар.запасов на опт.уровне необходима четко налаженная система управления ими. Управление тов.запасами предполагает их нормирование, оперативный учет. Контроль а также регулирование. Эти показатели устанавливаются раздельно для товарных запасов текущего хранения сезонного накопления и досрочного завоза в сумме и в днях складского оборота. Для оперативной работы с товарной массой удобнее всего использовать электронно-вычислит. технику на базе кот. создают АСУ тов.запасами. Товароведы- коммерсанты должны ежедневно следить за наличием на опт. складах массы тов.той или иной группы. В случае повышения фактических запасов по сравнению с нормативами необходимо снизить цену скидки развезти товар по отдельным населенным пунктам, реклама и т.д. Наиболее результативным явл.проведение ярмарок продаж товаров по сниженным ценам.

Вопр.2. Понятие логистической системы. Виды логистических систем.

Примеры логистических систем в торговли.

"система": "Система (от греч. — це­лое, составленное из частей; соединение) — множество эле­ментов, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, образующих определенную целостность, единство".

Если объект обладает совокупностью свойств,кот.должна обладать система то мож­но утверждать, что данный объект является системой.

Четыре свойства этого объект:

1.целостность и членимостъ. (Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействую­щих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы — это лишь объек­ты, обладающие потенциальной способностью образования системы. Элементы системы могут быть разнокачественны­ми, но одновременно совместимыми).

2. Связи.( Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной не­обходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информацион­ные, прямые, обратные и т.д. Связи между элементами внут­ри системы должны быть более мощными, чем связи от­дельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать).

3. Организация.( Наличие системоформирующих факторов у элементов системы лишь предпола­гает возможность ее создания. Для появления системы не­обходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. опре­деленную структуру, организацию системы).

4. Интегративные качества.( Нали­чие у системы интегративных качеств, т.е. качеств, прису­щих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Примеры систем. Возьмем обыкновенную шариковую ручку и посмотрим, имеет ли она четыре признака системы. Первое: ручка состоит из отдель­ных элементов — корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д. Второе: между элементами имеются связи — ручка не рассыпается, она является единым целым. Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобран­ной ручки можно было бы связать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не были бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств. Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не

обладает ни один из составляющих ее элементов — ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как автомобиль, студенческая группа, оптовая база — со­вокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные окружающие нас объекты тоже являются системами.

Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т.д. Если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то товаропроводя­щая система. Логистика ставит и решает задачу проектирования гар­моничных, согласованных материалопроводящих (логисти­ческих) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Охарактеризуем свойства логистических систем в раз­резе каждого из четырех свойств, присущих любой систе­ме и рассмотренных в предыдущем параграфе.

4 свойства системы:

1. система есть целостная сово­купность элементов, взаимодействующих друг с другом. Де­композицию логистических систем на элементы можно осу­ществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти пред­приятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем1:

ЗАКУПКА — подсистема, которая обеспечивает поступ­ление материального потока в логистическую систему.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОД­СТВОМ — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выпол­нения различных технологических операций, превращаю­щих предмет труда в продукт труда.

СБЫТ — подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы

2.связи: между элементами ло­гистической системы имеются существенные связи, кото­рые с закономерной необходимостью определяют интегра-тивные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологи­стических системах элементы связаны внутрипроизводствен­ными отношениями.

3. организация: связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, т. е. логистическая система имеет организа­цию.

4. интегративные качества: логистическая система обладает интегративными качества­ми, не свойственными ни одному из элементов в отдельнос­ти. Это способность поставить нужный товар в нужное вре­мя, в нужное место, необходимого качества, с минималь­ными затратами, а также способность адаптироваться к из­меняющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя тех­нических средств и т. п.).

логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистичес­кие функции. Она, как правило, состоит из нескольких под­систем и имеет развитые связи с внешней средой. В каче­стве логистической системы можно рассматривать промыш­ленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально воз­можной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Вопрос №3. Товародвижение : понятие. Цель основные участники процесса

и факторы. Товародв-ие –это процесс доведения тов.от производителя ч_з п/п опт.и рознич.торговли до пот-ля. Этот процесс вкл.на только физич.перемещение товара из мест пр-ва в места поьребления но подготовкой к продаже . Рацион.орг-ция процесса товародв-ия одна из важнейших функций торговли. С этой целью необходимо опр-ть наиб.благоприятные потоки направления дв-ия тов., используются более эк.виды транспорта и создаваться соответствующая торг.сеть. Осн.звенья (участники) технологч.цели товародв-ия: 1.производств.сельхоз.п/п 2.оптовые базы 3.магазины и др.пункты розничной торговли. Цель товародв-ия создание технологич.цепи способность своевременно и бесперебойно доводить тов.до пот-ля в необходимом кол-ве широком ассортименте высокого кач-ва при мин.затратах труда матер.ср-в и времени. Рацион.орг-ция процесса товародв-ия предусматривает прохождение тов.ч/з мин.число звеньев. Факторы влияющие на процесс товародв-ия: (1)производственные (А)размещение пр-ва (пр-во в основном приближено к источникам сырья что замедляет доведения тов.до пот-ля) (Б)специализация пр-ва приводит к необходимости прохождения тов.ч/з одно или более звеньев опт.торговли (В)сезонный хар-р пр-ва некот.тов.приводит к существенному изменению ассортимента тов.на протяжении года что вызывает необходимость внесения корректив. . . и создание опт.баз для накопления сезонных товаров. (2)транспортные: ▬ состояние транспортных путей сообщения ▬ наличие видов тр-та (для. . . . грузов) ▬ сезонный хар-р использования отдельных видов тр-та вынуждает использования нерац.видов тр-та ▬ структура парка трансп.ср-в требует наличие соответствующего специализир.тр-та (3)соц.факторы это разделение населения на уровень ден.доходов населения и др. (4)торговые факт. Размеры, специализация, размещение магазинов степень сложности ассортимента св-во тов., уровень орг-ции товароснабжения розничной торговой сети.  

Б18.1 Основные направления организации и развития коммерческой деятельности .

С переходом к рынку структура розничных торговых предприя­тий претерпела заметные изменения. Они существенно различают­ся между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицирует­ся по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.

По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи(автомагазин), розничные рынки и др.

По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифици­руются на:

•узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы)

массового спроса);

•специализированные (товары двух-трех групп, объединенных

общностью спроса);

• универсальные (основные группы продовольственных или не­продовольственных товаров);

• комбинированные (товары различных групп, близких по по­требительскому назначению);

• смешанные (продовольственные и непродовольственные то­вары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12—15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных мага­зинах - 30-40%). Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, по­скольку организуют свою деятельность с минимальными издерж­ками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми ус­лугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания от­даленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой. В последнее время все большее распространение получают роз­ничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно ши­рокий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут вхо­дить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фир­менные товары. Рынки обладают способностью действовать и адап­тироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между роз­ничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах на товары. К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

♦ соотношения различных типов магазинов;♦ используемые формы продажи товаров и методы торгового об­служивания; ♦ удельный вес продовольственных товаров повседневного спро­са в общемобъеме продовольственных товаров;♦ товарооборот продовольственных и непродовольственных то­варов, приходящийся на 1 м2 торговой площади. Под рациональным размещением розничной торговой сетиподразумеваются равномерность и ступенчатость расположениямагазинов. Основнымифакторами, влияющими на размещение магази­нов, являются:

• градостроительные (величина города, функциональное зони­рование территории, плотность населения, ориентация на перспек­тиву поселения);

• транспортные (направления и интенсивность потоков движе­ния общественного и индивидуального транспорта);

• экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

• социальные (обеспечение должного уровня торгового обслужи­вания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров)

В №2 Служба логистики на предприятиях: место в организац.структуре правления

осн. Ф-ции, взаимосвязь с др.службами. Уровни развития логистики на фирме.

Наличие службы логистики особенно актуально для сетевых структур. Однако в России такие структуры ши­рокого развития пока не получили. Поэтому сегодня можно говорить о выделение функции логистики в отдельном тор­говом предприятии.

Логист на предприятии торговли — это в первую оче­редь системщик. Основная цель его деятельности — гармо­низация товародвижения, как посредством всестороннего ввязывания предприятия во внешнюю среду, так и за счет адекватной организации торгово-технологических процес­сов внутри предприятия.

В оперативном плане логистика на предприятии тор­говли призвана разгрузить работников коммерческих служб, освободить их от ряда административных функций, а так­же от обязанностей управления транспортно-складскими процессами. Специалисты по логистике, как правило, спо­собны на высоком уровне выполнять необходимые для при­нятия коммерческих решений технологические и технико-экономические расчеты, переводя эти решения из области интуиции в область точного расчета. На предприятиях торговли на логистику возлагают не­посредственную ответственность за размещение заказов и резервные запасы.

В области закупок целью логистики является:

♦ укрепление закупочной позиции предприятия;

♦ снижение затрат за счет улучшения условий закуп­ки и сокращения транспортно-заготовительных расходов.

В области продаж логистика отвечает за товарный за­пас в торговых отделах и должна добиваться:

♦ усиления конкурентоспособности и повышения обо­рота за счет улучшенной презентации товаров (широкий ассортимент, своевременное восполнение, и др.); ♦ уменьшения затрат за счет сокращения складских пло­щадей и товарного запаса на складах.

Развитая логистика может выходить за пределы мате­риальных потоков и в рамках реинжиниринга бизнес-про­цессов решать вопросы системной организации потоковых процессов всей бизнес-деятельности торгового предпри­ятия.

Внедрение логистического метода управления матери­альными потоками сопряжено, как правило, с серьезными проблемами, но, как свидетельствует мировой опыт, впол­не осуществимо. Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, как правило, тогда, когда возможности экстенсивного развития уже исчерпаны. На­пример, во Франции резкий скачок в развитии логистики произошел после принятия правительством мер, ограни­чивающих возможности строительства новых крупных ма­газинов. Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Например, при проектировании в Ижевске предприятия оптовой тор­говли продовольственными товарами расчеты показали, что безубыточность будет достигнута при 12-процентной опто­вой надбавке1. Заинтересованность администрации в логис­тических решениях возникла только после того, как выяс­нилось, что устойчивый объем продаж на местном рынке возможен лишь при надбавке не свыше 10%.

Существенной предпосылкой применения логистики яв­ляется расширение ассортимента в розничной торговле, превращение его в максимально удобный для покупате­ля. Например, ассортимент торгового дома "Перекресток" (г. Москва) в середине 2000 г. составлял приблизительно 14 тыс. наименований, а гипермаркета "Рамстор" (также г. Москва) — 25—30 тыс. наименований. Эффективно управ­лять таким ассортиментом без современных технологий ра­боты с товарами, грузами и информацией нельзя.

Требует введения систем жесткого сквозного контроля и управления запасами появление на рынке множества ско­ропортящихся продуктов и продуктов, требующих особых условий хранения.

Логистика — это высокоточный механизм, который мо­жет входить в конфликт с плохо организованной челове­ческой личностью. Не случайно значительная часть логис­тов в США это бывшие военные, для которых личная орга­низованность — профессиональное качество. Не случайно наиболее поразительных успехов в сфере логистики доби­ваются японские предприятия, имеющие в массе своей ис­полнительный, добросовестный и дисциплинированный пер­сонал. Логистика много дает системе в целом, но она и ог­раничивает свободу действий отдельного участника. Комп­ромисс в этой сфере еще предстоит научиться находить.

Широкое распространение логистики нельзя объяснить одним лишь ростом потребности в ней. В экономике должны созреть условия, позволяющие удовлетворять эту потреб­ность. Такие условия обеспечиваются современными дости­жениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информаци­онными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям ло­гистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Вопрос №3 Товароснабжение.

Товароснабжение – совокупность мероприятий по удовлетворению потребностей розн. торговли в товарах. Они включают в себя комплекс коммерческих, технологических опреаций по доведению до предприятий розн. торг. сети товаров в количестве и ассортим. соответствующих спросу населения. От товароснабжения зависит полнота и стабильность ассорт., степень удовлетворения потреб. спроса, величина тов. запасов, оборачиваемость товаров и др. На орг. розн. торг. сети влияют факторы:-размещение сети розн. торг. предпр. по отношению к источн. твароснабж., - транспортные условия, - тип розн. торг. предприятия и размер его торг. и складской площади, - оснащенность розн. тор. предп. торгово-технологическим оборудованием для хранения, торг. перемещения, На рациональную организацию товароснабжения оказ. влияние и соблюдение рядя принципов. –планомерность /это осуществление товаров по графикам, определяющим частоту и периодичность завоза тов., графики составляют с учетом ассортиментного профиля маг., его площади и расположения/., -ритмичность /доставка товаров на предпр. розн. торг. осуществялется ч/з равные промежутки времени, это обеспечивает бесперебойное снабжение предпр. розн. торг. сети., способствует своевременному выделению работников для приемки и сортировки тов. , эффективность использования торг. площадей /, - оперативность / предусматривает зависимость периодичности доставки тов. от определенных условий, напр. – увеличение, уменьшение спроса населения на те или ин. товары в зависимости от врем. года., моды /, - экономичность / осуществление товароснабж. с мин. затратами рабочего времени, материальных, денежных средств. Этому способствует эффективн. использование транспортных средств, механизация погрузо-разгруз. работ, правильное и своевременное оформленеи док. по отпуску и приемке тов./. В зависимости от источников поступления тов. различают 2 формы товароснабжения 1) транзитная / форма доставки товара применяется для снабжения розн. торг. предпр. товарами простого ассортимента, повседневного спроса (хлеб, овощи и т.п.), производство которых осуществляется в районах потребления./. При складской форме товары завозятся с оптовых складов. Применение такой формы снабжения наиболее удобно при доставке тов. сложного ассортимента, котор. нуждаются в предварит. подсортировке. ДОСТАВКАТовароснабжение

розн. торг. сети м/б децентрализованным - выполнение всех операций по вывозу тов. со скл. возлагается на магазин, либо люб. др. предпр. розн. торговли. Применение такого мет. ведет к доп. издержкам обращения – не полная загрузка авто транспорта его наем если нет собств., овлечение персонала маг. от обслуж. покупателей. Централизованная доставка – это эффективный метод товароснабж. т.к. осуществляется силами и средствами поставщика. В его обяз. входит погрузка, выгрузка, перевозка грузов , обеспечение сохранности груз, своеврем. доставка тов. в магазины. Для правильной организации централиз. доставки тов. в маг на складе проводятся подготовит. мероприятия – определение перечня и мин. норм доставляемых в маг. товаров, -анализ расположения розн. торг. сети, - определение грузооборота (колич. тов., доставляемого в маг. за опред. период выраженный в тн ) – расчеты частоты завоза тов. для каждого маг. и оптимальных размеров поставок, - разработка маршрутов и графиков завоза тов. в маг., - расчет потребности в инвентарной таре и автотрансп. средств. Маршруты быв. маятниковые –весь груз кратен грузоподъемн. а/м, /доставка тов. в 1 маг либо 1й а/м, либо неск., кольцевые маршруты – для неск. маг – груз в 1й машине,. Закупки

– это оптовый, мелкоопт. товарооборот, осуществляемый торг. предприятиями (юр. лиц.) либо частными с целью последующей перепродажи. Закупочная раб. явл. основной в комм. деят. торг. предпр. она складывается из этапов – 1. Изучение и прогнозир. покуп. спроса, 2.выявление и изучение источников поступления и поставщиков товара, 3. Организация рацион. хоз. связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам. 4. организация и технология закупок непосредственно у произв. товаров, посредников, на тов. биржах, у импортеров и др. поставщиков. 5.Организация учета и контроля за опт. закупками. Приемка

тов в маг. включает в себя – проверку количества поступивш. тов., их кач. и комплектности., -оформление приемки соответствующими док., - принятие тов. на учет Документы – ТТН при а/м доставке, счет, счет-фактура и др.Приемка тов. регулируется Инструкц. «О порядке приемки продукции проихводственно-технического назначения и тов. народн. потреления по количеству» проводится в 2 этапа 1- товары принимают на месте предварит. осмотр на месте от поставщика либо перевозчика. 2 –на складе получателя при уч. мат-но ответств. лиц проверяя кол. мест и массу. Сроки без тары или в откр. подвижном составе сразу в момент получения проверяется., окончательно со вскрытием тары но не позднее 10 дней. скоропорт не позднее 24 час. с момента получения тов. В районах крайнего севера непрод. тов не позднее 60 сут., прод не позд. 40 сут, скоропорт –не позд. 48час. с момента поступления в магазин. Товар прин. по товаросопроводит док. (накд., СМР, счет-фактура и др.) Принимается тара по акту завесы тары если есть расхождения в массе тары. Если недостача тов то сост. односторонний акт о приемке тов. за подписями лиц проводивших приемку. Он отправляется поставщику/отправителю, далее вызывается представитель и рез. приемки оформляются двусторонним актом. Составление акта в одностороннем порядке допускается с согласия поставщика. «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и тов. народн. потреления по качеству» Приемка тов. происходит в соотв. со стандартами,ту, договорами и др. условиями На осн. док. –удостоверяющими кач. и комплектность (тех. паспорт, сертификат, счет-фактура, спецификация и т.п.) Сроки приемки м.б. предусмотрены в договоре поставке., а в др. случ при иногородней поставке –не позд. 20 дней скоропорт –не позд. 24 час. после выдачи их перевозчиком , при одногородней поставке не позд. 10 дн., скоропорт -24 час. В районах крайнего севера непрод. не позднее 60 су, прод. –за исключ. скоропорта не позжнее 48 час. после поступления их в магазин. Если несоответствия то маг. составляет односторонний акт «О приемке тов.» вызывает представителя поставщика произв. отбор прод. и составл. двустор. акт Акт о срытых недостатках д.б. составлен в теч. 5 дней после их обнаружения. Если недостатки вскрылись после продажи. то акт м/б составлен в период их хранения на складе. Хранение

одно из обязяат условий обеспечения технологического процесса в маг. – это обеспечение достаточных запасов тов. в маг. Размещение тов. –закрепление за кажд. тов. опред. места. Медленнореализуемые – в глубине склада, ближе к дверям на нижн. полках – тов. краткосрочного хран., громоздкие и тяжелые на верхних стилажах легкие.Строгое соблюдение противопож. безопасности расстояние м/д тов в стеллажах и в штабелях до отопления 20-50 см, до пола 15-30 см, до ист. освещения -50 см, до стен помещения -70 см. По т.б. если отсутств. механизмы то штабеля высотой 2 м. Хранение применимо –штабельное, на стеллажах,хранение в подвешанном виде. Применение укладки Прямая – для тов. в ящиках одного р-ра, Перекрестным способом – товары в ящ. удлиненной формы, верх. ящики поперек нижних. Обратная укладка – штабелирование тов. в мешках. Сроки хранения тов – период, где свойства тов. указанные в нормативной документации не изменяются при соблюдении условий хранения. По истеч. этого срока тов. годен. к употребл., но его потреб. характеристики м.б. снижены. Срок годности –период, после истечении котрого товар не пригоден к употреблению. Срок реализации дата, до которой тов. не теряет своих потреб. свойств, устон. с учетом хранения в дом. условиях. Режимы хранения – Соблюдение влажности в %, температуры воздуха в градусах, нормы в освещении, соблюдение санитарных норм и правил /рыба и стир. порошок/. Подготовка тов к продаже

Проводятся операции 1) проверка соответствия цен, сортности, указ. св сопроводит. док, и на маркировке. 2)Облагораживание тов. (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелк. неисправностей,утюжка и т.п.) 3) Фасофка, предварит. нарезка., укладка в спец. тару , упак., для подачи в торг. зал. 4) комплектование подарочных наборов. 5)прикрепление ярлыков, цен.

Б19.1 Формирование ассортимента потребительских товаров.

Формирование ассортимента – это подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросам субъектов рынка, направленный на более полное его удовлетворение. Его цель создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным. Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса. Устойчивость определяется таким показателем как коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости – это отношение фактического ассортимента к обязательному. По видам товаров коэффициент определяет степень устойчивости ассортимента товаров, не заменяемых в потребительском спросе, а по разновидностям – степень устойчивости взаимозаменяемых товаров.

Факторы, учитываемые при формировании ассортимента:

отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров;

обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями;

соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля;

обеспечение достаточной полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса;

составление простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и трудно заменяемых;

определение круга взаимозаменяемых товаров;

обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия;

расширение ассортимента за счет новых товаров;

достижение путем рационального подбора товаров условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товрооборачиваемости, повышению прибыли.

Этапы формирования ассортимента 1.Определение текущих и перспективных потребностей на рынке с учетом покупательского поведения в целевых сегментах. 2.Оценка соответствующих аналогов конкурентов по совокупным направлениям потребительской ценности ассортиментных товаров. 3.Обоснование концепции нового товара в целях своевременного снятия с производства устаревших образцов. 4. Решение вопросов полноты ассортимента с учетом возможностей использования привлекательных инвесторов.

5. Планирование и управление ассортиментом в целях: а) разработки производственной программы; б) программы маркетинга; в) мероприятия рекламы и паблик-рилейшинз;

г) разработки сервиса и системы стимулирования сбыта.

В №2 Задачи и содержание распределительной логистики

Толковый словарь гласит, что распре­делить — это значит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждому определенную часть. Например, рас­пределяют полученную сумму дохода между предприяти­ем, государством и различными фондами, распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т.п. В экономике распределение — это фаза воспроизвод­ственного процесса: сначала надо произвести материаль­ные блага, а затем распределить их, т. е. выявить долю каждого производителя в созданном богатстве. При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продукты, например, собранные на ваго­ностроительном заводе вагоны, между участниками произ­водственного процесса не распределяются. В логистике под распределением понимается физичес­кое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, одна­ко не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распредели­тельной логистике является рационализация процесса фи­зического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли по­средники — вот примерные задачи, решаемые распреде­лительной логистикой. Логистика изучает и осуществляет сквозное управле­ние материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, т. е. делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах: ♦ распределяются заказы между различными постав­щиками при закупке товаров; ♦ распределяются грузы по местам хранения при по­ступлении на предприятие; ♦ распределяются материальные запасы между раз­личными участками производства; ♦ распределяются материальные потоки в процессе продажи и т.д. Объек­том распределительной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции. Распре­делительная логистика представляет собой науку (деятельность) о пла­нировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематери­альными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с ин­тересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. Распределительная логисти­ка — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуе­мых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т. е. в процессе опто­вой продажи товаров. Процесс розничной продажи в логистике, как прави­ло, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами ло­гистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т.п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходи­ма, но здесь ее относительная значимость гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока.

Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Задачи распределительной логистики

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленно­го продукта из сферы внимания поставщика. При этом ос­новной удельный вес занимают задачи управления матери­альными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю. В процессе решения задач распределительной логис­тики необходимо найти ответы на следующие вопросы: ♦ по какому каналу довести продукцию до потреби­теля; ♦ как упаковать продукцию; ♦ по какому маршруту отправить; ♦ нужна ли логистике сеть складов, если да, то ка­кая, где и сколько; ♦ какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов. Состав задач распределительной логистики на микро- и на ма'кроуровне различен. На уровне предприятия, т. е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи: ♦ планирование процесса реализации; ♦ организация получения и обработки заказа;

♦ выбор вида упаковки, принятие решения о комп­лектации, а также организация выполнения других опера­ций, непосредственно предшествующих отгрузке; ♦ организация отгрузки продукции;

♦ организация доставки и контроль за транспортиро­ванием;

♦ организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логис­тики относят: ♦ выбор схемы распределения материального потока; ♦ определение оптимального количества распредели­тельных центров (складов) на обслуживаемой территории;

♦ определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой тер­ритории, а также ряд других задач, связанных с управле­нием процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.

В №3 Характеристика оптовых предприятий

Оптовая торговля располагает обширной сетью пред­приятий, осуществляющих куплю-продажу товаров с це­лью их последующей перепродажи, а также оказывающих услуги по организации оптового оборота товаров. В на­стоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собствен­ности и ведомственной принадлежности.

Проводимая в стране структурная политика развития оптовой торговли долговременной целью ставит обеспе­чение рыночного разнообразия структур, осуществляю­щих оптовую торговую деятельность, что позволит напол­нить потребительский рынок товарами, создаст условия для беспрепятственного их продвижения по каналам рас­пределения, активизации отечественных товаропроизво­дителей. Существенно расширяются права оптовых предпри­ятий. Они самостоятельно определяют свою специализа­цию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на лю­бые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типово­го и видового разнообразия оптовых структур на потреби­тельском рынке. В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следу­ет выделять крупные оптовые предприятия общенацио­нального (федерального) уровня и оптовые предприятия регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального (федераль­ного) уровня призваны стать стержнем всей внутриот­раслевой структуры оптовой торговли. Они должны га­рантировать ее устойчивость и стратегическую стабиль­ность. Важнейшей их задачей является создание необхо­димой структуры каналов товародвижения, предназна­ченной для обслуживания крупных отечественных товаро­производителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Оптовые предприятия общенационального уровня реа­лизуют товары по всей территории страны. Сюда включа­ются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, ,» также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен раз­виваться товарный ассортимент оптовых предприятий обще­национального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акцио­нерные общества открытого типа с заметной долей уча­стия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования торгово-финансово-промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний.

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают то­вары непосредственно у товаропроизводителей и у опто­вых предприятий федерального уровня, доводят их д( любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности. Главной задачей их функционирования является обес­печение товарами региональных товарных рынков. В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ.

На региональном уровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могут формироваться как в виде цепных оптовых торговых компаний| так и в виде добровольных оптово-розничных цепей. Каждый тип оптовых предприятий может существо­вать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов: • специализирующиеся на оптовой торговой деятельно­сти, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с пе

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.