Проблемы “специального” законодательства

Существование двухуровневой системы правового регулирования деятельности средств массовой информации

Конституция Российской Федерации (пункт “б” статьи 72) относит к совместной компетенции федеральных властей и властей субъектов федерации только вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и свободы массовой информации. Регулирование и ограничение прав и свобод должно осуществляться исключительно федеральным законодательством (статья 55 и 71 Конституции Российской Федерации). В то же время в большинстве тех субъектов федерации, которые обзавелась собственными нормативными актами, регулирующими вопросы поиска, получения, производства и распространения массовой информации, региональное правовое регулирование посвящено либо общим вопросам регулирования, которые уже нашли свое отражение в федеральном законодательстве, либо установлению дополнительных ограничений свободы массовой информации.

При этом, в ряде случаев, региональное законодательство снижает уровень гарантий свободы массовой информации, сохраняет отмененные или вводит не существовавшие на федеральном уровне административные барьеры для вхождения на рынок, например, требования о лицензировании издательской и рекламной деятельности или устанавливает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения и запреты на распространение продукции средств массовой информации.

Подобная ситуация мешает развитию рынка, устанавливает административные препоны свободному распространению информации и нарушает единство экономического пространства в России, гарантированное статьей 8 Конституции Российской Федерации.

Устаревшее регулирование отношений между учредителем средства массовой информации, издателем, вещателем и редакцией

Базовым федеральным законодательным актом “специального” законодательства, несомненно, является Закон РФ “О средствах массовой информации”, который был принят 27 декабря 1991 года. За десять лет своего существования указанный закон не подвергался существенной правке, оставаясь своеобразным “островом стабильности”. Этот, на первый взгляд, позитивный момент, как будет показано ниже, не всегда шел на пользу, так как условия хозяйствования и гражданское законодательство, которое устанавливает юридические правила гражданского оборота, кардинально изменились в некоторых вопросах, затрагивающих средства массовой информации.

В силу ряда исторических причин в Закон РФ “О средствах массовой информации” при его создании был включен целый ряд норм, регулирующих деятельность средств массовой информации как бизнеса, субъектами которого закон провозгласил учредителя средства массовой информации, редакцию средств массовой информации, издателя и распространителя.

Для характеристики норм закона, посвященных регулированию вопросов ведения бизнеса в средствах массовой информации, необходимо сделать две существенные взаимосвязанные ремарки, которые помогут понять причину скрытого в Законе РФ “О средствах массовой информации” конфликта, проявляющегося ныне в отношениях “владелец — учредитель — редакция”.

В то время, когда принимался Закон РФ “О средствах массовой информации”, развитого законодательного регулирования предпринимательской деятельности в России не существовало. С этим связано то, что авторы Закона РФ “О средствах массовой информации” вынуждены были посвятить значительное число норм определению статуса учредителя средства массовой информации, статуса редакции как субъекта хозяйственной деятельности и правомочиям в отношении средств массовой информации (чего в ситуации с нормальным гражданским законодательством можно было избежать). Однако в настоящее время ситуация изменилась, и нормы, которые содержатся в Законе РФ “О средствах массовой информации”, подчас не согласуются с новым российским гражданским законодательством, что на практике вызывает определенные проблемы.

Второе замечание касается уже сути тех законодательных предложений, которые в 1991 году стали законом.

Как известно, этап развития средств массовой информации в России, когда принимался Закон РФ “О средствах массовой информации”, характеризовался их освобождением от влияния партийно-государственных органов советского периода и созданием независимых редакционных коллективов. При этом средства массовой информации рассматривались не как бизнес, а как инструмент достижения внеэкономических целей (пропаганда идей, инструмент влияния и пр.). Подобная трансформация наложила отпечаток на правовое регулирование, которое было адекватно той среде, в которой был создан Закон РФ “О средствах массовой информации”.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.