Проблемы “специального” законодательства

Характерными признаками регулирования экономических отношений Законом РФ “О средствах массовой информации” можно считать:

1) Смещение акцента от организаций, осуществляющих материально-техническое обеспечение деятельности средства массовой информации (вещателей и издателей), к редакциям СМИ, которым предоставлена (скорее, декларирована) защита не только в плане профессиональной самостоятельности, но и в отношении хозяйственных и управленческих отношений с учредителями, издателями и вещателями. Характерно, что закон вообще не содержит понятия “вещатель”, в нем лишь говорится либо обезличенно о “держателе лицензии”, либо о редакции телерадиопрограмм. Такая странная позиция законодателя в отношении вещателя делает его статус, права и обязанности, в том числе по отношению к редакциям, неопределенными, что можно рассматривать как существенный недостаток нынешнего Закона. При этом структура управления редакцией конструируется всегда совершенно автономно от органов управления самой организации, хотя подчас обязанности и ответственность за действия редакции возникают у учредителя, вещателя и издателя.

2) Появление “временной”, по мнению авторов закона, конструкции “учредителя СМИ”, которому предоставляются (в обход издателя и вещателя) права, связанные с определением статуса, прав и обязанностей редакции, порядка управления редакцией, прав журналистского коллектива, возможности прекращения и приостановления деятельности СМИ, изменения его тематики и специализации. Все эти полномочия не предполагают учета мнения вещателя и издателя, которые в действующем законе рассматриваются скорее как наёмные лица, что, естественно, увеличивает риски, связанные с инвестициями в отрасль. При этом учредитель средства массовой информации не несет каких-либо финансово-экономических обязанностей перед редакцией, издателем и вещателем.

Таким образом, конструкция отношений между субъектами построена таким образом, что по многим важнейшим вопросам права имеют одни лица, обязанности — другие, а ответственность, как правило, могут нести третьи

. И хотя закон предусматривает возможность гармонизации такой причудливой конструкции путем заключения договоров, на практике эта возможность остается нереализованной.

В попытке решить эту проблему возникло предложение ввести понятие “Собственник средства массовой информации”. Однако это не решит основных проблем нынешней конструкции закона, а скорее усугубит их. Вместо одного субъекта, который обладал значительными правами в определении судьбы бизнеса, появляются два.

Возможным выходом из ситуации является исключение из специального законодательства всех норм, регулирующих отношения, связанные с ведением бизнеса в отрасли. При этом Закон РФ “О средствах массовой информации” может сосредоточится на реальных профессиональных гарантиях, в частности, на законодательном закреплении права редактора решать вопрос о постановке материала в номер (о вещании в эфире) и о связанной с этим ответственностью редактора за нарушения законодательства в распространенных сообщениях и материалах и т.п. вопросах.

Отсутствие законодательного закрепления ряда вопросов, связанных с лицензированием вещания

Еще одна особенность российского законодательства о средствах массовой информации состоит в отсутствии отдельного закона о телевидении и радиовещании.

Несмотря на то, что в самом Законе РФ “О средствах массовой информации” существуют ссылки на несуществующий будущий закон о телерадиовещании, в течение десяти лет такой закон принять не удалось. Целый ряд проектов, которые были подготовлены и даже внесены в Государственную думу, были отвергнуты, и в настоящее время вопрос о принятии закона о телевидении и радиовещании фактически отложен на неопределенный срок.

Таким образом, в настоящее время регулирование деятельности телевидения и радиовещания в России осуществляется на основе норм Закона РФ “О средствах массовой информации”, которые посвящены самым общим правилам вещания, а также на основе подзаконных актов.

Существуют две проблемы, которые препятствуют принятию закона о телевидении и радиовещании:

1) статус, обязанности и управление государственным телевидением в России;

2) порядок лицензирования.

На последнем вопросе следует остановиться подробнее. В настоящий период лицензирование телерадиовещания в силу специфики данного вида деятельности выведено из сферы действия базового закона “О лицензировании отдельных видов деятельности”, вступившего в силу 11 февраля 2002 года. Такое решение имеет свои положительные стороны, так как ранее действовавший Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” распространял общие правила лицензирования на телерадиовещание, что на практике порождало существенные проблемы с легитимностью конкурсного порядка выдачи лицензий на вещание. В то же время держатели лицензий на телерадиовещание в связи с этим лишены целого ряда гарантий стабильности лицензии, которыми обладают лица, получившие лицензии по иным видам деятельности. В целом фрагментарное регулирование вопроса о лицензировании вещания на уровне закона и упор в данном вопросе на подзаконные акты снижает степень защиты вещателей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Причины мирового финансового кризиса

Главной причиной биржевого краха стал общий кризис валютных рынков стран Юго-Восточной Азии, которые отличались бурным экономическим ростом и необычайной доступностью дешевых западных кредитов.

Структура цены и ее элементы

Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой.

Анализ поведения потребителей

Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке продажи того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирмы, сколько от использования маркетинга, т.е. на потребителя.

Выбор вида деятельности

Начинающий предприниматель должен быть универсалом - он руководитель, продавец, снабженец и бухгалтер. Предпринимательство - это тяжелейший труд, который далеко не всегда приносит успех.