Теоретические основы маркетинговых исследований
Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докторантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.
Какой вуз выбрать: доступный или престижный?
Учиться во второй раз в вузе с "именем" значительно дороже, чем в малоизвестном, независимо от того, идет ли речь о государственной или негосударственном учебном заведении. Одно дело, если работник хочет стать универсальным специалистом и получает высшее бизнес образование в смежной области: экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог - специалист по связям с общественностью и пр. В данном случае высшее образование позволяет претенденту справляться с уже существующими обязанностями на качественно новом уровне и подняться на более высокую ступеньку карьерной лестницы. Словом, выйти на новый виток уже существующей орбиты. В этом случае рядовым сотрудникам можно ограничиться дипломом доступного вуза, так как для работодателя определяющим фактором будет профильность полученного образования. А вот при рассмотрении кандидатуры на позицию топ-менеджера принципиальным моментом будет качество полученного образования. Парадокс заключается в том, что качественное образование, как правило, ассоциируется с брэндами проверенных временем вузов. Дело в том, что престижные учебные заведения, кроме громкого имени, предлагают и качественное обучение (конечно, если студент учится, а не стоит в очереди за дипломом), поскольку со студентами работают те же преподаватели, что и на дневном отделении.
А вот к дипломам негосударственных вузов многие работодатели относятся с изрядной долей скепсиса. Отчасти это связано со свойственным сознанию многих стереотипом, что "за деньги можно не учиться". Отчасти с тем, что многие негосударственные вузы возникли не так давно и еще не успели, что называется, "обкатать" свою программу. Поэтому, несмотря на то что некоторые коммерческие высшие учебные заведения предлагают действительно высококлассное образование, на рынке труда сохраняется определенная дискриминация их выпускников.
Диплом престижного вуза, безусловно, позволит быстрее наверстать упущенное время и возможности и станет отличным трамплином в новую сферу деятельности.
Профессиональные рекрутеры утверждают, что для работодателя решающее значение имеет все-таки предшествующий опыт кандидата на вакансию, его реальные достижения и владение определенным набором знаний и наработок в данной сфере деятельности. Однако, как известно, удача приходит к тем, кто не стоит на месте.
Современные исследователи качества образования, стратегий его развития в условиях информационной цивилизации отмечают, что развитие экономики, социальной сферы, образовательного рынка имеют следующие недостатки:
- Специализация студентов государственных и негосударственных вузов не отвечает современным потребностям общества.
- Уровень ведущих стран мира - 350-400 студентов на 10 тыс. населения.
- Цель - иметь 25% трудоспособного населения с высшим образованием, что минимально необходимо для перехода на рыночно-технологический путь развития.
- Спрос на образование не удовлетворяется: средний конкурс по России в государственные вузы - 2,3 чел./место. В Москве и крупных городах - выше. Причем, в частные вузы с полным возмещением затрат на обучение спрос возрос в 7 раз. Особенно не удовлетворен спрос на специальности, формирующие "рыночные" профессии.